Версия для печати
Пятница, 17 Октябрь 2014 13:57

По Аландским островам

Автор 
Дорога на Lilla Hummelholm Дорога на Lilla Hummelholm

Рассказ о поездке казанцев по Аландским островам и архипелагу Турку, Финляндия.

Главной целью поездки этого года были, несомненно, Аландские острова. К получению визы подошли основательно - были забронированы гостиницы на booking.com во всех городах следования, начиная с Риги, заканчивая Берлином. Собственно в Финляндии было 3 гостиницы - опять Еврохостель в Хельсинки, Турку хостель в Турку, и под конец - один день в Мариехамне. Между Турку и Мариехамном было 4 дня, которые мы намеревались провести на природе, под открытым небом, в палатке. О чем прямым текстом написали в плане маршрута и подали заявление в визовом центре Финляндии на Тази Гиззата. А визу и вовсе попросили на полгода. Визу в итоге дали полугодовую, увы, не с момента как ее нам надо, а с момента обращения, то есть новогодние каникулы в нее не попали. Там были еще странности со страховкой - ее надо было оформить как-то по особенному покрыв все время от сдачи документов до предполагаемого времени выезда. В итоге, Росгосстрах сделал косячный полис, пришлось переделать. Ну да ладно, мы все равно оба полиса дома забыли *facepalm*

 

С собой мы взяли обычные туристические рюкзаки, с которыми бэкпэкеры ездят по всему миру, по гостиницам и хостелям, и с ними же пешие туристы ходят по природе. Так как природа у нас должна была занимать только часть поездки, то "природное снаряжение" мы постарались взять покомпактнее: котелки на двоих, сверхкомпактные спальники, сжимающиеся до размера кулака, пенки и крайне компактная однослойная палатка были куплены в «Декатлоне». В переходах и поездах части палатки были утеряны, она стала еще компактнее. Кроме того, было у нас собой то, что специфично для местных условий: газовая горелка, т. к. пользование открытым огнем там запрещено, да и дров маловато, а кроме того, дождевики - климат-то морской, и средство от клещей - на Аландах есть энцефалитный клещ. Ну и велоаксесуары - качок, велозамок, гидратор. Все эти дополнения к городскому набору бэкпэкера заняли малую часть рюкзака.

 

А где же, вы спросите, главная деталь велопутешествия? Велосипед. А вот тут довольно большая роль была возложена на случайность. Поскольку ни один прокат не хочет давать байк в одном месте, а брать в другом, мы решили купить подержанные велики с рук в студенческом кампусе университета Турку. Благо, что есть группа "блошиный рынок" в Фейсбуке и можно выбрать (студенты как раз разъехались и выбор велик): https://www.facebook.com/groups/TurkuFleamarket/ - группа ведется на английском языке, так что все понятно.

 

Короче, как только мы приехали в Турку, до того момента, как заселились, мы прогулялись до студенческого кампуса. Мужик, который продавал велики, похоже был препод, и совсем не финн - звали его Джеймсом, а великов на его стоянке была целая куча. В итоге, мне выбрали шоссер "Helkama" (я подумал, что это "хельсинкская Кама", но возможно и "адская"), а у Лильки оказался городской круизер, который по ряду причин не содержал признаков какой-то конкретной модели. В общем, велики были сборной солянкой, сделанные синглспидами из вполне себе многоскоростных. У меня так это и вовсе был первый шоссейник ) Оба байка были с задними багажниками, ручными тормозами, и, кстати, камеры у них были не под наш качок. Так что пришлось нам еще съездить в магазин спорттоваров за качком и в магазин инструментов за разводным ключом.

 

Ощущения от езды по городу на шоссере - отличные! Тут мы стали присматриваться, как все удобно продумано. Да, велодорожка везде нанесена на тротуаре, ну а городские улицы для этого достаточной ширины. При этом они всегда гладкие асфальтовые, не как в Копенгагене или Берлине, где может быть и дорожка из плитки. У каждого магазина шаговой доступности есть своя "батарея" велопарковок. Многие паркуют байк просто стреножив его специальной защелкой на заднем колесе, при этом не приковывая (но воровство давно прикованных и брошенных байков святое дело! порой на парковках встречаются оставшиеся одни рамы, колеса и т.п.).

 

Народ тоже велосипедный, хотя и не настолько, как в Хельсинки в центре города. Зато встречаются чаще велосемьи - мамаши, тянущие прицеп с детьми или домашними животными, или вот такие вот системы:

 

1

 

2

 

Все три дня в Турку мы перемещались исключительно на них - съездили в парки на островах в устье Ауры, покатались по центру и до парка народных промыслов, ну и конечно же доехали до Мумимааилмаа - мира Муми-троллей в Наантали. До него ехать километров 15 из центра Турку, все дороги сплошь дублируются велодорожками, так что ехать безопасно, но можно заблудиться - сеть дорог довольно густая.

 

3

 

Ну вот, на утро четвертого дня мы выписались из хостеля, и принялись собираться в велопоход. Надо сказать, что погода и вовсе стала портиться, и хоть не лило, но было пасмурно, но чехлы на рюкзак все же одели, и не зря. Тут же решалась логистическая задача - все-таки наши заплечные рюкзаки для велопохода неоптимальны. Попробовав так и сяк, решили мне на багажник вязать Лилькин рюк, свой одеваю за плечи, а Лилька везет четырехдневные запасы пищи и уже добытые трофеи. Они кстати, не легче рюкзака, но заметно компактнее. Я с оранжевыми покрывалами и вовсе стал похож на огромную осу ))

 

4

 

Ну вот, выехали, и опять поехали мимо Наантали. Финские велодорожки, видно, после дорог все же строились потом. Ибо в местах естественных преград велосипедиста преграды также встречают. Вот автодорога уходит в туннель, а велодорожка - вверх по скале, в гору. Мы попадаем на стадион, вырубленный в скале. На поле тренер учит девушку метать копьё.

 

5

 

Мы выезжаем на мост, и проезжаем наш первый пролив! Мы на островах, только вот еще на на Аландских, а на островах Турку. По ним проходит кольцевая старинная почтовая дорога, и везде, где можно, построены мосты, а где нельзя - работают паромы. В общем, можно поехать без своего плавсредства и вполне себе добраться, куда надо.

 

6

 

Современные шоссе проложены, как и полагается, в обход деревень, а вот велодорожки проходят прямо сквозь них, как например, через деревню Культаранта! Хорошая возможность хоть и издалека посмотреть на быт финской деревни. Мы проезжаем ее насквозь, и попадаем на первый участок, где наконец-то нет велодорожки - тут уже видимо плотность населения начинает потихоньку падать и необходимости связывать велодорожками пространство между деревнями нет, но как только въезжаешь в черту деревни, они появляются.

 

7

 

Такие вот автобусные остановки - на Аландах такие же, никакого хайтека. Объявления вешать на них тоже запрещено )

 

8

 

Большим подспорьем была карта островов, купленная в книжном магазине в Турку. Бывают и вовсе специальные велосипедные карты какой-то определенной местности, но у нас была общетуристическая. Был в Турку и туристический центр, правда, надо учитывать, что Турку к Аландам все же отношения не имеет, и карт в нужный момент в продаже может не оказаться. Чтобы найти эту мы перепахали всю полку...

 

9

 

Продолжаем ехать по островам. Вышло солнце, и вот такой вот вид открылся с моста через очередной пролив.

 

10

 

Бензоколонка для моторных лодок.

 

11

 

Во второй половине дня мы доехали до Теэрсало, так как по карте оттуда был паром до Хакенпяа. Подъезжая к пристани, мы увидели собирающийся отходить кабельный паром желтого цвета, куда верхом прям и заехали. Паром отчалил и перевез нас на другой берег. "Уж как-то больно быстро", - подумал я, но виду не подал, так как сразу после парома мы думали устроить завтрак.

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

Поев, я убедился окончательно, что мы попали не на тот паром, и в итоге сейчас находимся на острове Палва, у деревни Велкуа. Что ж, вернулись обратно в Теэрсало. Там мы даже увидели специальное объявление, видимо не только мы путали паромы. Пока ехали, залезли в кабину к оператору парома - непыльная работа, т.к. швартуется он автоматически, оператор глядит по сторонам да музыку слушает, ну и он нам открыл расписание, оказывается, наш паром, который был нужен, "Кивимо", он уже на сегодня на Хакенпяа не пойдет.

 

19

 

Ну что делать? Будет тут ночевать. Но сначала выясним, все ли верно с расписание. Тут как раз и "Кивимо" подвалил. Матрос с "Кивимо", белокурая девушка, подтвердила, что все так и есть, и мы можем переправиться рано утром, да еще и за бесплатно (желтый кабельный паром тоже с нас денег не взял). А сейчас - набрать воды вон в том кране (вода во всех кранах в Финке и Швеции питьевая, если не написано обратное) и пойти искать стоянку на околице деревни.

 

20

 

Мы отъехали на край поселка, и там, где уже стихли голоса его обитателей выбрались на кучу камней. С трудом продравшись казалось бы на ничью полянку, мы поняли, что забрели на задворки чьей-то дачи, но хозяина нет дома и не предвидится. Тогда, успокоившись, принялись ставить палатку на мху и кочегарить на камнях ужин.

 

21

 

Вообще, в Финляндии довольно интересные законы про доступ к природе: природа может быть частной, то есть, кусок леса, озера, но при этом ограничивать доступ на этот участок хозяин не имеет. Посетитель должен уведомить хозяина о посещении, видимо, рассчитывая на молчаливое с этим посещением согласие. Сам, в свою очередь обязуется рыбу не ловить, деревья не ломать и костры не жечь, если явно не разрешено обратное. Неплохой вариант для вырвавшихся из города и дорвавшихся до природы ) Поэтому, первым делом, мы конечно пытались до хозяина дачи достучаться. А что это именно дача, а не сельский дом было понятно - подступ к дому был по тонкой нехоженой тропинке и также с воды. Видимо, это был домик заядлого рыбака-горожанина.

 

22

 

23

 

24

 

К сожалению, нам не было известно, что призывают делать законы Финляндии, если на участке, где вы получили доступ к природе, хозяин обустроил туалет. Мы решили, что ему будет приятнее, если мы будем пользоваться его туалетом, а не окрестной природой )

 

25

 

Место же было отличным и погода чудной! Светило солнце, мох и сосны зеленели, шумел прибрежный камыш, а вода была не по-балтийски теплой, хоть немного и зеленоватой. Море бороздили моторки, яхты, а также тот самый "Кивимо", рейсы которого в другую сторону-то были до самого вечера.

 

26

 

Но! К вечеру стали сгущаться тучи. Мы даже укрыли нашу однослойную палатку дождевиком, чтобы не промокнуть. Ну а на утро нас встретила пасмурная погода и дождь. Вот такое вот финское лето, пошутила девушка-матрос с парома. На "Кивимо" мы скатались в южную сторону от Теэрсало. Довольно забавно, что кроме нас пассажиром был лишь трактор с трактористом. Причем тракторист завтракал вместе с командой и в итоге.. сошел на том же острове, где сел )

 

27

 

Ну а потом «Кивимо» наконец-то пошел на Хакенпяа. Там мы сошли на местной пристани, и погода стала совсем мерзопакостной. Не развеселила даже сельская доска объявлений, на которой в местном доме культуры давала представления звезда родом из 90х и какая-то гадалка. Еще было интересно наблюдать, насколько там узок рынок услуг - вот, на пароме валялись визитки каналоуглубителей, электриков и еще кого-то. И пока выезжали из деревни, в каждом из домов можно было узнать пункт рекламы, короче, простых потребителей не оказалось )

 

Мы поехали по дождливым дорога к Тайвассало, затем повернули на пустынном перекрестке к Кустави. Погода не располагала к радости и фотографированию, мы кутались в дождевики. Но на заезде в Кустави случилась еще большая неприятность: у моей "адской камы" треснул шатун и педаль вывалилась из резьбы. Вообще никогда не встречал, чтобы такая деталь ломалась в известных мне моделях байков (а там видимо сплошь и рядом: на Аландах уже видели в кустах покрытый лишайником байк без той же педали). На въезде стоял дядька и продавал всякую еду. "Where I can repair my bike" он не очень хорошо понял, а вот "Педаль. Ремонт" - очень даже) Я попросился к нему, что можно сделать для ремонта - но он в подсобке нашел лишь проволоку. А сам потом попытался вызвонить кому-то у кого есть сварочный аппарат, но его не оказалось в деревне. "Куда же вы машины чинить ездите?" "В ближайший город." "Это где?" "В Турку". Нас вариант не устраивал. Но вот, вроде проволока как-то помогла, мы попрощались на радостной ноте. Проволока помогла ровно до того момента, как дядька скрылся за горизонтом, а щель шатуна окончательно разошлась.

 

Ну что делать? До парома на Аланды надо еще доехать несколько километров - и мы едем, плывем на кабельной пароме, вновь едем. Левая нога терпит боль, но педаль все же крутит, а куда деваться ) И вот, мы выходим на точку посадки парома "Вигьен" - аландского парома до архипелага Брендё.

 

28

 

29

 

30

 

Стоит себе паром, стоит очередь к нему, и никакой кассы рядом. Все расписание и информация на шведском, исключительно. На корабле аландский флаг, не финский. Тут мы увидели, что девушка-пешеходка взяла и просто зашла на паром. Недолго думая, мы забрались внутрь с велосипедами. И только потом поняли, что порядок погрузки определяют парни желтых жилетках. Они сначала грузят высокие грузовики и автобусы в середину парома. Затем - в два этажа легковые авто. Потом по щелям загоняют мотоциклистов и велосипедистов. Ну да ладно. Заплатили мы за билет (вроде по 5 евро), который правда, оказался, не на этот паром конкретно, а на всю систему аландских паромов вообще.

 

31

 

32

 

33

 

Обилечивают.

 

34

 

А вот с этой группой на велосипедах с прицепами мы познакомились. Финская семья, два поколения и собачка со сложным именем )

 

35

 

Вот такие вот у них прицепы! Мы посоветовались с главой семьи, где можно починить педаль, видно было, что он опытный велопутешественник, но ответ был: мне жаль, но кажется только в Мариехамне. Это была конечная точка нашего маршрута. Вот так вот, раскрученные как велотуристический бренд Аланды, сейчас вошли в фазу зарабатывания денег на этом бренде - паромы для велосипедистов подорожали, а специфического сервиса, увы, немного.

 

36

 

Пока мы плыли на пароме, мы кушали беляши, набирали воду в туалете, благо что питьевая, в гидратор. Повылазили в интернет, выслали сообщения родным и близким. А тем временем погода разгулялась и на Брендё приплыли в солнечную погоду.

 

Брендё представлял собой продолговатый архипелаг в 20 километров, по которому проложена дорога. Другой паром на другие острова - на противоположной конце архипелага. Так что надо было его проехать. Но нога уж очень просила облегчить ее участь, и мы активировали скрытое встроенное устройство smiekalka - на шатун был намотан велосипедный замок, благо что воровать велики на островах все равно некуда. А так замок увеличивал площадь соприкосновения шатуна с ногой и было всяко легче.

 

37

 

38

 

Еще немного погодя, я нашел на дороге старый тапок и сделал из него стремя-усилитель, примотав его резинкой с крючком. И ехать стало почти комфортно. Точнее, толкал я все равно другую педаль правой ногой, но левой шатун все равно прокручивал.

 

39

 

Ну вот мы наконец и на Аландах! Можно начать любоваться типичными пейзажами! Красноватые дороги, цвета местного гранита, яркие и пахучие цветы, синее море. Мы даже подумали, уж не подмешивают ли тут в воздух улучшитель вкуса к жизни?

 

40

 

Велодорожек тут, понятно дело, нет, ибо нет и траффика - все машины ездят только с парома и на паром. Это длится максимум минуту, потом все затихает. Поэтому и мосты широкие тут не строят:

 

41

 

Где-то на середине пути устраиваемся на большой валун приготовить еду на плитке. Газа уходит мало, прихожу к мысли, что у меня в итоге образуется пара непочатых баллонов=ветеранов, скатавшихся на Аланды )

 

42

 

43

Их либедих.

 

Ветер на открытых участках, конечно же, сильнейший. Море все-таки. Хотя за все время ни разу не было, чтобы на горизонте была просто вода, хоть мы и далеко уже от материка - тысячи, тысячи островов до самого горизонта.

 

44

 

45

 

46

 

Вот мы доехали и до противоположной стороны, паром "Книпан" повезет нас дальше. Брендё красивое место, есть несколько деревень, но без особой истории, да и положение дел не располагало к прогулкам, доехать бы )

 

47

 

А вот и наши знакомые. Они приятно удивлены, что мы нашлись и довольно быстро сюда добрались.

 

48

 

А вот и литовские туристы. Определить литовских туристов легко - если вы слышите, как кто-то говорит ну совсем по-русски, с мельчайшими оттенками интонации, но ни слова не понимаете - это литовцы. Юмор у них тоже наш, когда Лилька ломилась в женский туалет, а там кто-то был незапертый, финны не смеялись, а мы и литовцы - да.

 

Мы едем на пароме до конечной - пристани Хуммельвик. Это уже архипелаг Большого Аландского острова, до которого ехать уже только на кабельном пароме. Едем долго, любуемся на море.

 

49

 

В салоне лежат брошюрки коммун, в которые он заходит. Вот Кумлинье (Kumlinge), пишут, что нас всего 300 человек, приезжайте, живите, будем рады всем. У нас клево и есть интернет! И кстати, да, во многих поселках видны почтовые ящики с финскими, и вовсе иностранными фамилиями. Переезжает сюда народ, но по общим ощущениям - в основном уже в возрасте, а вот молодежи тут, кажется, маловато. Видимо все студенты разъезжаются учиться.

 

В общем, вышли мы в Хуммельвике. Хоть и белые ночи, но катить до кемпинга не хотелось. Зашли на опушку деревни, и пристроились между камней.

 

50

 

А камни в этом месте были будь здоров! Удачным было положение палатки, при котором ямы в камнях, куда проминался мох совпадали с формой тела. Такую яму мы нашли, сготовили еду и заснули наконец. Под самую темноту лес стал необычным, темным, но из-за светлых ночей все было видно. Окончательно понял, откуда финские рок-исполнители черпают эстетику своих клипов.

 

Утро в Хуммельвике выдалось солнечным. Что ж, завтракаем, и едем. У нас впереди по плану коммуна Вордё. А пока - поля и деревни.

 

51

 

52

 

53

 

54

 

Вот мы и деревне. Тут есть большой магазин, кран с коммунальной водой (на вопрос, питьевая ли вода в кране, работник магазина сказал "ай синк соу"), телефонная будка, заправка, мусорная площадка, и лужайка с деревянным столом. На деревянном столе то мы и попили молока и поели клубники из магазина. Кстати, бензоколонка выглядела на редкость запущенной (настолько, что Лилька походу удалила ее фотку как неинтересную), нам, жителям страны нефтяного крана трудно представить,что бензоколонка может быть столь непривлекательным местом.

 

55

 

56

 

57

 

58

 

Мы едем дальше. Вот очередной "смол бро", так шведы его еще и.. заужают, видимо делать тротуар-велодорожку собираются.

 

59

 

Вот мы пересекаем очередной кабельный паром, и, наконец, мы на Большом Аландском острове. Теперь до Мариехамна только по суше.

 

60

 

61

 

Едем по лесной дороге, и, наконец, выезжаем... к Бомарсунду!

 

62

 

Вот она, первая обязательная к посещению точка. В 1809 году Аландские острова, которые никогда не были Финляндией и были шведами заселены чуть ли не с ледникового периода, вошли в состав России не без помощи Багратиона, а в 1832 году на них начали строить огромную крепость у пролива Бомарсунд. Надо сказать, что до этого момент города в привычном понимании на островах не было и бомарсундская стройка чуть было не стала градообразующим предприятием. И все бы ничего, но со стройкой затянули - уж больно грандиозным хотели сделать сооружение. Поэтому, когда в Крымскую войну приплыли сюда союзники, то они издалека разнесли Бомарсунд артиллерией. Защитники героически отстреливались, но ничего по большому счету в ответ предпринять не могли, и в итоге были вынуждены сдаться. Аланды были объявлены демилитаризованной зоной, но остались за Россией. Столицу островов, Мариехамн, в итоге, основали в другом месте, а Бомарсунд пришел в запустение. Развалины впечатляют - ведь центральный форт, от которого остались фрагменты стены, по большому счету превратился в холм, прямо через который в относительно современное время проложили дорогу. К русским же аландцы до сих пор относятся теплее, чем скажем финны, и все в духе "А, вот у меня пра-пра-пра-дедушка был русский, поэтому я единственный в деревне неблондин".

 

С другой стороны, поражению Бомарсунда аландцы обязаны тем, что статус демилитаризованной зоны достался от Российской империи в нагрузку независимой Финляндии, которая в итоге не стала перечить островитянам, и вместо того, чтобы, скажем, воевать за них со Швецией, к которой островитяне хотели примкнуть, с которой в общем-то кроме этих островов ни по какому из пунктов у нее разногласий не было, конфликт поручили разрулить Лиге Наций. Возможно ошибаюсь, но кажется, это был единственный конфликт, который Лига Наций вообще решила. Решение устроило, кажется всех. Для всего внешнего мира острова остались Финляндией и весь мир видит их на карте цвет финской территории. Но для местных, для финнов и шведов, жизнь была устроена так, как будто нет никакой Финляндии. Аландцев не призывают в армию (чего не делали даже в тяжелые для страны годы Второй мировой, хотя казалось бы! аландцы в итоге послужили как наемные матросы во всех флотах мира и посидели во всех лагерях, обеих из сторон). Автономия заключалась не в добавлении их языка в число государственных, а отсутствием не их языка в числе местных государственных, то есть шведский по прежнему госъязык на территории всей Финки, а вот на Аландах финский ни разу не государственный. Ну и флот под своим флагом.

 

Вы уже нашли некое количество аналогий с одной недавно поменявшей статус территорией? Да-да, собрат Аландов по Крымской войне, Крым. Ну то есть вы поняли, как надо было всем действовать в 1991, чтобы сейчас не было вопросов? Увы и эх... А самое главное, это то, что не смотря ни на что, финны, хоть и учат шведский, приезжают в Мариехамн, а там с ними в магазинах говорят по-фински. Хотя казалось бы, гордость аландцев должна зашкаливать. Но нет, вопрос денежный неплохо регулирует вопрос языковой.

 

Перед посещением Бомарсунда мы посетили домушку на другом берегу пролива, в которой расположен музей. Там собраны портреты русских царей, ядра, штандарт и крутят фильм про взятие Бомарсунда с мультимедийкой. Есть и версия на русском, и служительница даже как-то обрадовалась, что мы попросили русскую версию.

 

63

 

64

 

65

 

66

 

67

 

Внутри стен, кстати, все разбито на участки и пасутся овцы. Шведская хозяйственность не позволяет земле пустовать.

 

68

69

 

Кстати, вот такие автомобильные номера тут

 

70

 

Мы осмотрели Бомарсунд и едем дальше. Вот такую вот штуку поднимают мужчины на Мидсоммер - день Солнцестояния в каждой деревне.

 

71

 

Мы едем по дорогам, постепенно местность становится со все большими перепадами - гористее, и больнее ехать без одной педали. Зато появляются велодорожки. Встречные велосипедисты смотрят с уважением ) Вообще, страна начинает походить не на дикий лес из клипов Вилле Валло и Апокалиптике, а на ухоженную Голландию. И вот, мы приезжаем к единственному замку островов - замку Кастельхолм.

 

72

 

73

 

Вокруг замка гостиницы, ресторанчики и этнографическая деревня, куда свезены со всех островов разные типы домов. Про историю замка известно мало - записи в какой-то момент начинают его упоминать, но ничего не говорят о строительстве. Археологи выгребли из подвалов груду костей съеденных животных, а вот политическая история оставила в замке меньше материальных следов, чем, скажем, эпоха, когда он был по большей части зернохранилищем. Но аландцы сумели сделать интересную экспозицию, разбавив скудный материал средневековья аттракционом в духе "померь средневековую шапочку"

 

74

 

а из недостроенной обвалившейся стены сделали экспозицию ее строительства! ну а относительно современный 19 век в этнографической деревне зато представлен более, чем полно.

 

75

 

76

 

77

Баратеоны в на утесе Кастерли )))

 

Когда мы вышли из замка, в деревне все уже свернулись, домики заперли. Но можно прогуляться, да и вот, ходули бросили, можно попытаться походить.

 

78

 

79

 

А тут не только на велосипедах, еще и на байдарках путешествуют:

 

80

До свидания, замок!

 

81

 

82

 

83

 

Мы едем по велоуказателям. Тут их специально ведут через деревни. И мы, соотвественно, едем, знакомимся с местной культурой. И что интересно, вот эти сооружения, что мы видели в этнографической деревне, амбары, мельницы, встречались и в деревнях настоящих, и были они вполне действующие, выкрашенные одинаковой красно-коричневой краской.

 

Мы едем и едем, и надо бы определиться с местом на ночлег. Кемпингов поблизости нет вообще, что делать? На карте в деревне Харальдсбю находим на карте пляж. Ну, думаем, на пляже можно ночью то с палаткой встать. Спускаемся через всю деревню к пляжу. Пляж, правда маленький, пара машин песка. Зато! Есть вышка 7 метров, здание школы плавания - переодевалка. В воде на понтонах плавает термометр, на понтоне промерено, где какая глубина для прыжков. Есть лодка для спасения на водах, и ее никто не ломает. На здании переодевалки схема пляжа. И все это - коммунальное. То есть, принадлежит, грубо говоря сельсовету. Да, для поддержания этого всего аландцы платят налоги в 40%, из которых основная масса уходит в коммуну. Да блин, я готов платить налог в 40%, если буду своими глазами видеть то, на что они ушли, да еще и пользоваться!

 

84

 

85

 

86

 

87

 

Мы готовим ужин, купаемся, и все ждем, когда же пляж опустеет. Но паломничество к вышке все не прекращается. Вот уже и солнце село, а дети, правда со взрослыми, приходят, и прыгают, прыгают. Тут похоже, вся деревня пловцы, а точнее прыгуны с вышки ) Так мы не уснем... И, собрав пожитки, мы уходим на окраину деревни, где повис отрезанный от трассы кусок старой дороги. По пути замечаем местную традицию - украшать почтовые ящики росписью. Мы залезает чуть на камни, ставим палатку, в темноте не замечая, что прямо на чернику )

 

88

 

89

 

Утром мы проснулись и обнаружили чернику. Поев ее, прямо лежа в палатке, мы собрались, и поехали дальше. Проехав Харальдсбю, мы выехали к туннелю, на горе над которым располагалась смотровая вышка. А велодорожка шла боком, и с нее-то мы заметили, что есть указатели не только к вышке, но и к ресторану. А указатели написаны в том числе и по-русски - "попробуйте Аландскую запеканку!". Ну что, зайдем, попробуем?

 

90

 

91

 

92

 

93

 

94

 

Вот хозяин вешает на флагшток флаги.

 

95

 

Что-то юмор не очень европейский...

 

96

 

97

 

Выясняем у хозяина, он только открывается, еще ничего не готово, но можно пока сходить на вышку. Она не его, но денежки он передаст. Мы сходили на высокую и скрипучую вышку, пофоткали и пофоткались, спустились. Тут подоспела наша запеканка, мы ее отведали, и... разговорились с хозяином - у него жена русская, из Питера. А потом и она сама возникла, разговорились. Интересно там жить, и не так уж просто, как может показаться, вот. И 40% не все платят уж так поголовно, но да, многое на доверии. ) А еще аландцы не на шутку струхнули после крымской эпопеи. Подумали, небось, что их с Бомарсундом тоже присоединят обратно. В общем, были у них в семье разговоры. Мы набрали у них воды, попрощались. Будете мимо проезжать - заходите. Говорят, из Казани не первая мы велогруппа в этом году. Только воды особо много не набирайте, ее им в бочках привозят на верх горы.

 

Едем дальше. На карте я по ошибке принимаю значок "достопримечательность" за значок "музей" и делаю ложный вывод, что рядом есть музей-пивоварня Стальхаген. Ну, и мы почему-то решили, что туда мы поедем. В итоге, там был просто ресторан, и я не удержался, и причастился к алкобайкингу...

 

98

 

99

 

100

 

Едем велотропами! Началась Йомала или Юмала, поди ее разбери, самая развитая из деревенской части Аландов, почти Голландия. Дальше будет только город, а пока поля-деревеньки-поля. Тут велотропа совсем отклонилась от прямого пути, закручиваясь по старинным трактам.

 

На подъеме перед очередной деревней находим интересное явление - лавка самообслуживания. Стоит на столике термос с сиропом, рядом печенье. Печенюшечка - сколько-то евро. Попили, правда, вытряхнув из горлышка термоса забившихся туда муравьев, заели. Не, это отлично. Но меня пробило на сентиментальность - уж больно все это, вот это печенье без продавца, напоминало впечатления от книжки про Муми-троллей. Но я-то думал, тот мир выдуманный, ан нет, есть в реальной жизни его проявления. И что характерно, я верю, что и у нас когда-то тоже будет так. Вот лично приложу усилия. Как-нибудь)

 

101

 

Ну а дальше, мы вышли на финишную прямую. Началась городская черта, сначала ничем не отличающаяся от окрестных деревень, и даже промелькнула церковь постройки явно раньше, чем возник Мариехамн, а потом город становился выше и современнее. Вот и кольцевое движение на дороге с замысловатыми велодорожками подныривающими под него, вот и остановка общественного транспорта. Вот мы едем узкими улочками, вот едем по Оландсвейен, Аландской дороге, улице по середине Мариехамна. А вот и на перекрестке с Эспланадой и наш отель. Фууууф! Доехали! Не сказать что не устали - рюкзаки за плечами и впивающаяся в ногу педаль (хоть порой и не замечаемые из-за интересной округи) сыграли свою роль - радостно бросаем велики без какой-то охраны к забору, и идем заселяться.

 

Теперь, надо срочно найти место, где будет в пять утра забирать нас паром, поесть, сходить в морской музей, ведь мариехамнцы живут морем, и посмотреть на один из старинных парусников - "Померанию". Байки все это время стоят непристегнутые, дожидаются.

 

Вот оно море:

 

102

 

103

 

104

 

105

 

106

 

107

 

108

 

109

 

110

 

Внезапно. На Мариехамне проводились дни гей-толерантности, однако несмотря на флаги и плакаты, никакого наплыва геев и толерантности, да и вообще мероприятий на тему мы что-то не заметили... а перечисленные в парке явления - так они там каждый день и без особых дней. Такое чувство, что в Европе это что-то типа обязаловки, комсомольской разнарядки, на которую в душе глубоко по барабану. Так что можете быть в покое за традиционные ценности, с таким подходом к нетрадиционными они в полной безопасности )

 

111

Церковь, по-шведски - чюрка.

 

112

Мария Александровна. В честь нее и назван город.

 

113

ААА! Трехколесный велосипед для бабушек!!! Вот видите, что старый, что малый, всяко трехколесно.

 

114

В саду, где вроде как должны проходить мероприятия - все как обычно. Пасется с цыплятами павлин, прямо на траве. Сад закрыт на калитку, чтобы они не сбежали. Все люди заходят и закрывают за собой.

 

Мы идем в парк, сидеть на камнях и готовить на плитке остатки не съеденной за поход еды. Да, с едой вот какой вышел расклад: в Турку нет того набора консервов, к которому привыкли мы. Консервы только рыбные - тунец (Tuna) и лосось (Lohi), лосось бывает с грибами, а тунец с овощами. Не рыбных консерв в магазинах шаговой доступности мы не нашли. Точнее, были одни, но они были свиным фаршем. А вот с крупами все в порядке. Гречки нет, но рис с горохом - пожалуйста. Вот только горох был какой-то трудноразвариваемый. И да, берите с собой финна. Традиции писать на продуктах состав по-английски тут нет. Пришлось экстраполировать познания в английском на шведские подписи. В итоге, пара "лохов" так и уехала в Казань.

 

Вернувшись в номер, под вечер, мы написали записки на байк, что, мол, мил человек, бери что хочешь, путешествуй, получай удовлетворение. Замутили байк-кроссинг. Надели записки на рули. А в пять утра мы выписались из номера и пошли на утренний эстонский паром до Стокгольма. Здоровенная махина повезла нас между островов в другую страну, а наше велопутешествие по Аландским островам закончилось! Что ж, это был замечательный опыт, который все рекомендую: нет, серьезно, если ездить по Европам, так лучше по таким, концентрированным, сельским, где самый высокий уровень жизни, поддерживаемый самими гражданами, при этом дружелюбно относящимися к россиянам, и в то же время места, которые играли важную роль в нашей истории, тех ее страницах, помнить которые нужно.

 

115

 

Немного статистики:

 

стоимость 2х подержанных велосипедов - 100 евро

продукты - цены в 2 раза выше, чем для аналогичного похода в наших краях

 

пройдено:

 

1ый день, Турку - Теэрсало:  45 км

2ой день, Хакенпяа - Кустави:  32 км

2ой день, Брендё:  21 км

3ий день, Хуммельвик - Харальдсбю:  30 км

4ый день, Харальдсбю - Мариехамн:  27 км

 

В общем-то, всего-ничего. Но, к счастью, из-за поломки вела, мы ехали неторопливо, вдумчиво, осматривались и фотографировали, получая удовольствие. Чего и вам желаем!

Прочитано 8780 раз Последнее изменение Среда, 25 Февраль 2015 12:30

Похожие материалы (по тегу)

1 Комментарий

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии