Версия для печати
Четверг, 23 Апрель 2009 06:22

[industrial] Winter Crimea BikeTour 209

Автор  Dino Lippi

Рассказ о поездке по п-ву Крым в январе 2009 года. Много фотографий. 

 

Обсудить эту статью можно здесь...

 

Основной текст, черный - Dino Lippi
Комментарии, синий - Timson

 

Маршрут: г. Крымск - пос. Сенной – коса Чушка - порт Кавказ – Керчь – пос. Чистополье – д. Новоотрадное - м.Казантип – г. Щелкино - КрАЭС – пос. Ленино – пос. Батальное – пос. Соляное - Арабатская стрелка – пос. Стрелковое – пос. Новоалексеевка – г. Джанкой.

Схема маршрута (1,2 Мб).

Участники похода:

 

Тимур (Timson)
Мила (Lonely-light)
Борис (Dino Lippi)

 

 

31.12 · 01.01

Порядочно накачавшись в последнюю ночь года коньяком, в полдень я выдвинулся из дома в направлении дома lonely_light и Timson, романтически сопровождаемый пешеходной slezkina_n и удивлёнными взглядами граждан, предвкушающих оливье с курантами. Через несколько часов, совершив обряды "покатайся по набитому кузьмичами рынку в поисках продуктов" и "распихай пожитки по велорюкзакам", мы степенно двинулись на наших "Дюранго" и "Аваланче" в сторону вокзала. Туда же вскоре прибыла группа поддержки, подсобившая с погрузкой в вагон и снабдившая нас наставлениями, праздничным провиантом и алкоголем, благодаря чему в плане гастрономического позитива Новый Год '2009 вполне удался: пока попутчики в соседних купе давились роллтонами, мы лопали салаты (коих было ни много ни мало четыре вида), бутерброды с колбасой и красной икрой, домашние пирожки, употребляли коньяки, шампанское и даже вермут. Кстати, обнуление счётчика застало нас, вопреки расписанию, на ходу; НГ под стук колёс - сбылась очередная мечта идиота.

Заранее договорились, что новогодний стол будет накрывать DinoLippi , но такого честно не ожидали. Спасибо его маме! Продукты, которые мы приготовили на поезд, могли бы оказаться и не востребованными, в принципе. )

Из весёлостей: сбежавший на станции Лиски (тут же прозванной нами "флиски") от Тимсона локомотив, отцепившийся от состава и спешно умотавший в депо сразу же после его фразы "о, а давайте с паровозом сфоткаемся!" (пришлось идти на привокзальную площадь и там фоткаться с настоящим паровозом, которому деваться некуда), плакат с надписью "не подлазьте под вагоны" (на той же станции); претензии соседнего купе, что во вторую ночь мы слишком тихо и интеллигентно бухали, не орали на весь вагон и не болтались пьяные по подвижному составу, машинист, подло встряхивавший вагон исключительно в моменты разливания коньяка, и пришедшая Тимсону смс от Иллюжн: "часть текста отсутствует и нии*ёт!".

В новогоднюю ночь в вагоне веселились и отмечали только мы вдвоём с Dino Lippi , все остальные бессовестно дрыхли ! Мы так не умеем, поэтому хорошо и весело посидели, уговорив по коньячку с вермутом. Ну... Видимо, кому-то запомнились, потому что разговоры мы говорили не стесняясь и на весь вагон. )

 

02.01

Город Крымск встречает нас сыростью, дождём и сгущающимися сумерками. На закате дня наш поезд прибывает на станцию Крымская, мы собираем байки на покрытом мокрым истоптанным снегом перроне, вызвав ажиотаж у бывших попутчиков: по словам Милы, весь вагон прилип к окнам поглазеть на ненормальных. Проезжаем два километра до автостанции, дожидаемся автобуса (видавший виды "двестиписятшестой" Икарус, характерным запахом дизеля Raba вызывавший некоторую ностальгию) и с трудом в него впихиваемся: багажник ветерана междугородних пассажироперевозок слишком мал для трёх маунтинбайков с велорюказками, и под ворчание водилы со сменщиком наши с Тимсоном байки водружаются на заднюю площадку автобуса.

 

Через два часа, уже в полной темноте, высаживаемся у поворота на посёлок Сенной. Заметно холоднее. Снова собираем велы и по аццкому гололёду почти наощупь проезжаем три километра; взобравшись в гору и скатившись с неё, встали на первую ночёвку недалеко от пос. Юбилейный, за идущей вдоль шоссе посадкой. Поставили палатку, откушали борща и чая с пряниками и завалились спать.

Не знаю как остальные, а за пару километров до автовокзала я вымок под дождём до нитки, настроение немного подпортилось. Да ещё купили билеты, а тут водила бегает вокруг и охает: «Да вам надо было по три багажных на каждого брать!» В опрос был решён полтинником, который отдали водиле по приезду . Выйдя из автобуса, попали уже в полноценную зиму – гололёд и сугробы на обочинах. Ехать эти 3км было довольно тяжко. Сначала думал, что из-за веса - рюкзак весил к тому моменту около 35 кг из-за купленной питьевой воды и полных термосов . Но потом оказалось, что это просто затяжной нехилый подъём (в темноте было непонятно).

Высадка из Икаруса
После первой ночёвки

 

03.01

Позавтракав рисом с изюмом и успешно похерив в снегу колышки от палатки, стартуем. Наша первая цель - порт Кавказ и переправа через Керченский пролив.

Первые километры

Сначала по дороге не попадается ничего, в общем-то, особо примечательного. Приятно удивил водитель белой япономарки, вежливо уступивший мне дорогу, как помехе справа, несмотря на вполне приличное между нами расстояние. Сразу понятно, что номера у него - не "шестнадцать рус"... Водители там вообще по сравнению с татарскими автоджигитами существенно более нормальны: не прижимают к обочинам, абсолютно спокойно обгоняют велосипед, пользуясь при этом поворотниками, некоторые приветствуют - машут рукой и сигналят. Да, оффтопики по отношению к нам вели себя исключительно примерно, мы нарадоваться не могли. Подивил памятник солдату-трактористу, вспахавшему минное поле. Порадовал глаз длинный железнодорожный состав, занявший собой весь горизонт. Улыбнул населённый пункт с названием Батарейка. А также поселки «За Родину» и «Волна революций»! ))

Памятник трактористу
Балаклавка

В итоге доехали мы до косы со смешным названием Чушка (произошедшим вроде как от манеры выбрасываться на берег местных дельфинов, называемых "морскими свиньями" или "чушками")... и упёрлись в милицейский пост. Мимо проскользнуть не удалось, как и у всех не очень местных граждан, проверили у нас паспорта, пробили, видимо, по базе. Первая фраза ментов: «А это ещё что за лётчики-налётчики?!» Я на всякий случай повспоминал свою биографию на предмет ограблений банков, писательств про мёртвых президентов и раскрытии государственных тайн в особо крупных размерах, ничего не вспомнил и успокоился. За Тимсонами, очевидно, слава Бонни и Клайда тоже не тянулась, отпустили нас с миром, короче. И вот выезжаем мы, значит, на косу эту самую - "уникальный природный объект, разделяющий Чёрное и Азовское моря". Полоска в несколько десятков метров суши с узкой асфальтовой дорогой и железнодорожной веткой, а берега омываются разными морями. Красиво. Залив Чёрного слева замерз (там мелко совсем), а Азовское плещется ещё. Причём уровень воды в двух морях как будто разный. То ли оптический обман зрения, то ли чертовщина. Вообще, по словам местных жителей, зимой замерзает только Азовское море (оно очень мелкое) и то не всегда. Паром ходит круглый год.

Догнали тот самый состав, что весь горизонт собой занял. Устал, видать, цистерны таскать, встал отдыхать и курить. Я машинисту рукой помахал - он мне в ответ погудел. Так Rosso Diavolo поздоровался с тепловозом 2ТЭ10У, в связи с чем я растроган, доволен и горд. Ну, блин. Мы подъезжаем, а он весь стоит такой гордый и довольный! )) Это ему поезд подудел!

Коса Чушка. Слева - Азов, справа - Чёрное море.
А чуть позади - тот самый локомотив
Поворот на морской вокзал

За километр до порта наша дорога выходит прямо к берегу Керченского пролива, и глазам открывается великолепная панорама - вид на крымское побережье и стоящие на рейде корабли. Там было просто изумительно - припорошенные снегом холмы противоположного берега, изумруднейшее море, чайки, стая лебедей - красотища...

Именно тут в ноябре 2007 года произошло массовое кораблекрушение, когда затонули 4 корабля, включая разломившийся пополам "Волгонефть-139". Вылилось из него тогда солидно за тысячу тонн мазута, что вызвало крупную экологическую катастрофу в и без того не особо экологически благополучной местности.

Вид на Азовское море и Керченский полуостров

В порт мы приехали через 15 минут после отправления предыдущего парома и почти за три часа до следующего. Поэтому успели там помёрзнуть, невкусно поесть в местном говнокафе, пообщаться с двумя дурными собаками, носящимися за воробьями, машинами и друг за другом, а я лично очень оценил вопрос от бомжеватого вида мужика, как это нас отпускают в поход без взрослых... Там вообще много было желающих пообщаться ))

Расписание парома Тарифы на перевозку (2008-2009 гг)

Потом была таможня, работники которой дивились на нас и приняли баллоны с газом за термосы, ожидание опоздавшего почти на час парома, толкающийся и несущийся к таможне наперегонки народ, прибывший с территории незалежной Украiны. На мой вопрос, обращенный к этим дикарям - "Что, там так плохо, да?!" - наши попутчики охотно смеялись, однако по прибытию на Украину повели себя абсолютно так же... Из встречной толпы выделялся один человек - он шёл спокойно, улыбаясь и не толкаясь, в красной куртке и с рюкзаком, к которому была подвешена "пенка". Наш человек, даром что иностранец. Помахал я ему рукой, только не понял он, что это я ему.

Про таможню: запомнилось, что погранцы не стали досматривать багаж, а послали на рентген, как в аэропорту, согласившись поохранять велы. По дороге я пытался придумать отмазки на случай, если обнаружат газ. В итоге, диалог:

- Так. Ну у вас там только личные вещи уж, наверное?

- Ну, конечно! Само собой… Бомбы не возим.

- Так-так, посмотрим. Ну, одежда… Котелки, похоже…

- Да-да! Котелки! Термосы ещё вот!

- Ага, термосы! Ну всё нормально, следующий!

Котелки – это, соответственно, евробаллоны, а термосы – обычные «дихлофосы». ))) Повезло? )

Ещё интересные моменты: прошёл регистрацию первым, жду Борьку, смотрю за оператором. Девушка набила его ФИО в форму, а там тут же появляется его фотография и остальные данные заполняются автоматом. Обалдеть, мы все под колпаком. ))

Перед нами регистрацию проходили женщина с дочкой, и девочке (лет 5-6) устроили настоящий допрос: а куда вы едете, а кем тебе эта тётя приходится и т.д.

Вообще, весь процесс регистрации и проверки занял от силы час, даже меньше. Гораздо больше времени мы тупо ждали опаздывающий паром… Зашли в ДьютиФри, но учитывая упавший рубль (все цены в долларах или евро), всё показалось нам каким-то заоблачно дорогим.

Погрузились на паром. Заполняем украинские миграционные карточки, предприимчивая матросня предлагает услуги по её заполнению за скромное вознаграждение в 50 рэ. Ну, мы и сами буковки рисовать горазды, хоть и путанная она, эта карточка. Красивый закат, за кормой парома пасутся чайки - размером точь-в-точь такие же, как наши волжские. Могли бы и покрупнее быть, всё-таки море.

Вид на Порт Кавказ с парома с только что отошедшего парома. Слева - красивый красный танкер "Nasiba Zeynalovа"
Сам паром ***
Порт Крым. Слева - железнодорожный паром "Петровск"

На украинской таможне нас встретил важный и толстый пограничный кот, похожий на карикатурного хохла и вызывающий голодные ассоциации "борщ", "галушки", "сало", и его супруга - шуганная и нервная безассоциативная кошка. Дали им на лапу по колбаске, за что были пропущены к следующей инстанции. Следующая инстанция стала ругаться на содержимое наших миграционных карт и требовала указать адрес, по которому мы собираемся остановится. Арабатская стрелка, квартира один, бляхамуха. Поскольку колбаса кончилась, а остального было жалко, пришлось пойти на уступки и исправить цель визита с "туризм" на "транзит", а в качестве принимающей стороны указать Россию. Напоследок усталый усатый таможенник пропустил нас просто так, даже не стал вещи досматривать, поверив нам на слово, что они у нас только личные, и из спиртного только пол-литра коньяка. Узнав, что "там с нами еще девушка", покачал головой и сказал "издеваетесь вы над ней..."

Стремительно темнеет, а мы едем по обледеневшим дорогам Керчи, набираем воды в магазине и направляемся в сторону крепости Еникале, точнее, одного из её бастионов. Построена "Новая крепость", кстати сказать, была итальянцем. Осматривали крепость в кромешной тьме, поэтому ничего особо не разглядели, кроме того, что территория памятника архитектуры весьма загажена. В общем, в темноте этот памятник довольно скучен, полазили мы по нему, ощущения - скучновато. Крепость не огорожена, не охраняется, развалины... Местные её вообще ни во что не ставят по-моему, так объект для детских игр. При свете, возможно, эстетическую ценность представляет вид открывающийся с крепости на море. Там должно быть красиво.

В итоге, дав по городу небольшой круг, встали на ночь на окраине, рядом с какими-то заброшенными зданиями, несмотря на отговорки пожилого аборигена, убеждавшего нас, что не стоит туда ехать, "там всё разбито, а потом степь". Самый трудный в плане нервотрёпки день нашей поездки был позади, а впереди ждала самая холодная ночь на влажном от моря морозе.

 

 

04.01

 

Стартуем по морозу и второй раз лезем в двухкилометровый тягун с шестипроцентным уклоном, только не в темноте, как вчера, а при свете солнца и под ясным небом.

C вершины горки видно Азовское море

Долго едем через вытянутый вдоль побережья город, привлекая внимание общественности, судя по активно выворачивающим шеи гражданам; я первый раз видел, чтобы водитель при повороте направо смотрел налево и назад :) В Керчи не встретилось ничего интересного, зато после города попадаем в красивый зимний пейзаж - вдоль дороги тянутся плотно покрытые инеем посадки и заснеженные поля. Очень смотрится под сочно-голубым солнечным небом! Единственное, в Керчи мы столкнулись с ЧП «местного разлива» – прорвало какие-то трубы и всю улицу затопило. Нас угораздило проехаться по этой громадной луже. А когда выбрались на тротуар, обнаружили, что мокрые покрышки на морозе мгновенно стали леденеть.

Керчь Привал на нулевом километре
 
Заснеженные крымские просторы

Потом, правда, когда закончились селенья, в которых нас облаяли все собаки и даже обмяукала одна кошка, пошла унылая дорога, по степени увеселительности напоминающая шоссе по пути в Марийку: прямая, однообразная, с неизменным пейзажем. Скучища. После часа пилёжки по этому УГ-участку начались, наконец, небольшие подъемы и спуски, лес по краям дороги сменили полями, и ехать стало повеселей. Столкнулись со странным сооружением – огромная свалка, огороженная по периметру врытыми бетонными пирамидками. В селе Новоотрадное остановились, поели, набрали воду с каким-то болотным привкусом. Перед Новоотрадным набрали воду в другом посёлке, у какого-то деда, который всё твердил, что ему не жалко, у него этой «Днепровской» подземной до фига, но вот там дальше, километра через три, будет такая вкусная вода!!! Пообщались с всеядной кошкой, употребившей колбасу, потом хлеб, потом печенье, потом сушеный персик и пытавшейся сожрать камень, и таксообразной дворняжкой, перемещавшейся одновременно в двух направлениях :) После Новоотрадного проехали через рощицу, оккупированной птицами: все ветки были буквально облеплены этими куропатками :)

Странная мусорка За водой к дедушке
«Вкусная» вода Птичья «Атака»

Надоевший асфальт сменился грунтом, дорога шла параллельно берегу. Немного поплутали, сориентироваться помог GPS, хотя Мила и без него всегда правильно выбирала дорогу. Как позже мы поняли, дорога вдоль моря в этом месте качеством покрытия напоминает подобие Арабатской «стиральной доски», хотя и не такое злостное. Как стемнело, встали на ночёвку в хвойном лесу километрах в четырех от Мысового (читай - от мыса Казантип). Тепло, часов до 20 по местному времени явно был "плюс". Тимсон развёл костёр, теплом которого разбудили обалдевшую божью коровку :) Всего за этот день проехали 70 с небольшим километров. Засыпали под шум прибоя и далёкий лай пса; прекрасная ночёвка после позитивного велодня. Самая приятная, наверное, ночёвка. В лесу, всё-таки.

Костёр

 

05.01

Полакомившись классическими туристическими макаронами с тушлом, покатили по мёрзлому грунту и плотному снегу в сторону Казантипа, и вскоре дорога выводит нас на берег Татарской бухты. Смотрим на зелёного цвета Азовское море, у самого берега на несколько метров покрытое шугой, радуемся и всячески фоткаемся.

Дорога вдоль Татарской бухты Постановочное фото
Мыс Казантип
Берег плотно усыпан ракушками

Полезли на сам Казантип. Взбираться на него трудно, сначала в особо крутые подъёмы лезем пешком. Правда, попадаются и не менее крутые спуски, но они почему-то кончаются существенно быстрее :) Мгновенно вспомнился прошлогодний весенний Крым ))

Вид с Казантипа на материк. Слева бухта Татарская, на её берегу, у подножья - детский оздоровительный лагерь (вроде как бывший) и село Мысовое. Вдалеке виден город Щелкино и бухта Мысовая (Русская)

По пути натыкаемся на информационный щит. Казантип, мол, заповедник, и нечего здесь шлятца без надобности и специального разрешения. Но поскольку у нас, во-первых, надобность, во-вторых, мы всё равно читать не умеем, поэтому проехали мимо него, случайно его не заметив, а полосатые столбики, изображающие границу заповедника, приняли за указатели. Вид сверху красив: с одной стороны внизу море, а в центре самого мыса, в низменности, качают нефть. Вышек не много, штук семь, наверное, но всё равно - нипанятна: заповедник - и нефть качают.

 
Обзорная площадка со скамейкой ***
Нефть качают...

Катаемся по Казантипу, распугиваем стаи бакланов, облюбовавших мысы и отдыхающих на воде. Небо тем временем прояснилось, стало солнечно и совсем тепло. "А на Казантипе вообще была жара - плюс четыре!", как вспоминал потом Тимсон :) Это были самые живописнейшие пейзажи в походе. Красоту этих Казантипских бухт сложно передать словами, их надо видеть!

   
Здесь, со скалы Суворов, в воду бухты Кунушкай, по Нелищкиным наставлениям кинута в воду монетка в 25 украiнских копiек. Езжай теперь туда вот!
Мыс Носорог
Rosso Diavolo на берегу Скелетов

Отдохнули мы на мысу Тытарь, перекусили, глотнули чай и погнали дальше. Сначала пришлось лезть пешком в гору и по снегу, потом спустились с этой горки, и поехали по ровной грунтовой дороге, по самому центру Казантипа, среди нефтевышек и через перерабатывающий завод. В этих местах снимали некоторые сцены говнофильма "Обитаемый остров", чем нанесли природному комплексу существенный ущерб. Уррроды.

На выезде из заповедника нас поймал-таки инспектор на "Ниве" - очевидно, нас засекли с моторной лодки, объезжавшей мыс, пока мы там болтались, и возможно, тормознувший нас охранник переговаривался именно с её капитаном: "Ага, как раз, трое. Ну. Представительные такие. Ну добрэ!" При слове "представительные" мне представились представительные дядьки в деловых костюмах, и я решил, что речь шла не о нас. Дяденька инспектор отнёсся к нам достаточно лояльно и даже вежливо. Меня лично уже порадовало то, что он нам не сигналил, а лишь поморгал фарами. Впрочем, возможно, в заповеднике бибкать по инструкции не положено. Нам была прочитана лекция с оттенками нотации, дана достаточно подробная информация о заповеднике и способе легального проникновения на его территорию за 12 гривень, после чего мы были отпущены с миром. Даже штраф в итоге с нас не взяли. Повезло. До последнего момента ждал, когда разговор зайдёт о деньгах, но к моему величайшему изумлению, мужик 40 минут рассказывал нам про историю, флору и фауну заповедника! Бывает же… Молодец.

Стенд заповедника

Спустились мы к селу Мысовое. Заправились в магазине соком и водой, повстречали чувака на велосипеде марки "Azimut" в сопровождении собаки марки "овчарка", которые лихо пронеслись мимо нас с криком "Привет, велобратья!" Прикольно. Кстати, это был первый встреченный нами МТБ - до этого мы попадались исключительно велокузьмичи. Еще один "Azimut" мы увидим во время прогулки по Симферополю, на этом лимит на встречу человеческих велосипедов за время путешествия будет исчерпан...

Мысовое. Порт рыболовно-сельскохозяйственного кооператива имени Адмирала Нахимова. Не хухры-мухры Голодная кошка в Щелкино

Проехав через Щелкино, где пополнили съестные запасы и подружились с двумя местными кошками, мы направились к следующему ключевому объекту нашего путешествия - Крымской Атомной ЭлектроСтанции, расположенной примерно в двадцати минутах езды от города. Первыми, кто был встречен в её окрестностях, стали несколько пасущихся овец и коз под руководством черного рогатого козла, проявившего большой интерес к моему байку и особенно к велорюказку, который был частично попробован им на вкус. Заехали на территорию самой АЭС, охраняемую двумя кузьмичами, страшными собаками, видимо, по случаю светлого времени суток помещенных в клетки, и кошаками, черным и дымчатым - самыми приветливыми существами среди перечисленных. После непродолжительных переговоров с охраняющим всё это дело голубчиком стало ясно, что наш торговые и зубозаговаривательные скиллы не развиты настолько, чтобы сбить объявленную за посещение цену в 50 гривен с человека (это 250 рублей по курсу обменников), соответственно раскошеливаемся и в сопровождении выступающей в роли экскурсовода охраны проникаем внутрь первого энергоблока. Тут чуток лоханулись, как выяснилось позже. Можно было отдать и по курсу 4:1. Внутри кромешная тьма, а я как назло, забыл налобный фонарь, поэтому приходится спешить, чтобы не отставать от охранника, не навернуться и не покалечиться - а там, внутри, открываются большие просторы для подобного творчества. Побывали в полуобвалившемся внешнем коридоре, по которому работники станции должны были попадать в здание, и на нём сверху, в гермозоне, где должен был работать ядерный реактор ВВЭР-1000, несколько лет назад пущенный на лом , пощелкали тумблерами пульта управления реактором, взобрались на крышу, с высоты, как гритца, птичьего полёта, глянули на окрестности (которые, впрочем, стало не особо видать из-за резко налетевшего тумана) и очередное место, где проходили съемки "Обитаемого Острова", а потом спустились в транспортный коридор, где случается финальная дискотэка "Казантипа". Также кузьмич сообщил, что разобрать или сломать здание энергоблока не могут, потому как якобы построена она из ниибечески прочного бетона и вообще рассчитана конструкция на прямое попадание авиабомбы - и ничего ей не сделается. Типа такую не разобрать. Уж не знаю, насколько это правда...

Первый энергоблок Тимсон - оператор.
За пультом управления АЭС
Помещение реактора ***
Велосталкеры у входа в реактор
Огромная улитка вентиляции
Вид с крыши энергоблока на запад. Слева - кусок Акташского водохранилища
(выполняющего роль пруда-охладителя), справа - недостроенный инженерный блок
Тимсон во внешнем коридоре Тимсон с охранником над коридором
Здесь также снимали сцены из фильма «Обитаемый остров» Перекус на АЭС

После "экскурсии" мы еще полазили маленько по территории, потом устроили перекус с видом на АЭС, получили от Нелищки смс с прогнозом погоды, и двинули дальше, к Арабатской стрелке... Проехали через несколько деревень, встретив по пути с десяток велокузьмичей, важного мальчика на двухсосисе Winner Panther с протёртым до дыр сиденьем, пафосно припарковавший при помощи подножки своё очень рогатое ТС рядом с нашими байками, и смешного общительного полупьяного дедушку. Уже в темноте проехали по маленькому мосту через Северо-Крымский канал, долго ехали по обледенелому шоссе и, наконец, встали на ночёвку в посадке у дороги недалеко от села Семисотка. Мила в очередной раз порадовала на тему гастрономии - на ужин были щи. Изначально предполагалось, что будем ехать по грунтовой дороге вдоль моря, но в темноте проворонили поворот и уехали на 7 км дальше. Решили, что по асфальту всё равно получится быстрее и поехали по нему.

 

06.01

Позволив себе немного отоспаться после двух достаточно активных ходовых дней, в десять утра мы стартовали к финальной части нашего путешествия - Арабатской стрелке, а оставалось нам до неё около двадцати километров, которые пришлось преодолевать против сильного встречного ветра маленьким плотным пелотоном, впрочем, к нашему удовольствию, после поворота на саму Арабатку он сменил направление и стал дуть преимущественно с бокового направления. В самом начале пути натолкнулись в посадках на деревья со странными фруктами...

Странный фрукт, кто знает что это?
Первые километры Арабатки Ещё не самая «Стиральная доска»

По грейдеру (щебёнке), покрытому какой-то известковой пылью, сделавшей покрышки светло-серыми, через пару километров подъехали к развалинам Арабатской крепости, немного полазили по её стенам и катакомбам, пофоткались и двинулись дальше.

У крепости "Арабат"
Панорамный вид с крепости". Слева - лиман Сиваш, справа - Азов
Подробный осмотр крепости

Добрались до села Соляное. В селе пусто и безлюдно, но благодаря набросившейся на нас с бранью овчарке, на лай которой вышел хозяин, удалось пополнить запасы воды. На окраине села, рядом с некогда славным, а ныне заброшенным Крым-Элийским соляным промыслом, остановились отдохнуть и перекусить.

Мила радуется Соляному ***
Крым-элийский соляной промысел

Покидаем Соляное, впереди - сотня необитаемых километров, узкая полоса степной суши, сжатая с двух сторон морем и солёным озером.

Дорога Арабатки Очень-очень редкие участки гладкой дороги

По косе идёт несколько дорог, то параллельных, то петляющих и пересекающихся. Покрытие напоминает стиральную доску или шифер: волны из ракушечника легко сглаживаются рукой, но не колесом, отчего при езде седло всё время бъет по пятой точке. Эта «стиральная доска» - просто беда, о ней вспоминают все, кто когда либо бывал на Арабатке. Волны местами достигают высоты 5см и повторяются примерно через каждые 30см. Это жуть. Поначалу любопытно, но через 30 километров начинаешь потихоньку всё проклинать. Постоянно кажется, что в метре сбоку ехать легче, но это всё только кажется )) В светлое время суток ещё можно выбирать участки с амплитудой поменьше, а вот в темноте, когда шпаришь, не разбирая дороги, приходится туго. Вкупе с ледяным мордодуем это изрядно нас утомило.

Мила и 70км «стиральной доски»

Пейзаж весьма однообразен, иногда попадались радиолокационные отражатели и триангуляционные знаки, что вызывало ассоциации с Плюком. Проехав примерно треть Арабатки, мы находим хорошее место для ночлега в небольшом овражке, обрыв которого отлично защитил нас от ветра. Овражек здоровский, глубиной как раз в рост человека, палатка умещается целиком. Единственное, очень высокая трава - метра полтора. Пришлось её сначала долго уминать, но зато мягче спать было. Меня как-то бодрил и крайне радовал тот факт, что мы были совсем одни в ночной степи, и на десятки километров вокруг - ни души. +1. Суперское ощущение, когда встаёшь утром и до горизонта только степь и ни единой души - впечатляет.

 

07.01

Завтрак приготовили в этот раз прямо в тамбуре палатки. Собираясь, любовались невероятным по красоте степным восходом. Ветер по сравнению с вчерашним поутих, небо прояснилось, ехать стало и теплее, и веселее. В этот день мы, пожалуй, прямо-таки наслаждались поездкой.

Тимсон здоровается с солнцем Арабатский пейзаж в цветах украинского флага

В северной части Арабатки гораздо больше снега; сначала он попадался просто лежащим голубоватыми полосками среди желтых ракушечных микрохолмиков "шифера", затем полностью захватил пространство дорожного покрытия. До этого снега на всём протяжении Арабатки не было вообще. В районе страусиной фермы начинается плотный грунт, после ста километров "стиральной доски" кататься по нему - одно удовольствие, а в заключительной части маршрута, укатанной автотранспортом и напичканной уже признаками цивилизации в виде газовой станции и пионерлагеря, нас ждала скользкая неприятность в виде гололёда.

В северной части Арабатской стрелки

В итоге, сбитые с толку местным населением относительно расписания транспорта, последние километры мы проехали на нанятом рыдване марки "ГАЗ 24-02", и прямо с него в Новоалексеевке пересели в древнюю электричку, аж 1962 года выпуска. Добрались на ней до Джанкоя, а по пути крымское солнце напоследок попрощалось с нами так же красиво, как и поздоровалось в то утро... По поводу сбития с толку: сколько нас жизнь не учит, что местному населению верить нельзя, нам это не помогает, блин... Доверчивые.

Наш последний крымский закат

В Джанкое заселились по дешёвке в привокзальную гостиницу, побродили по вечерним улицам, неожиданно вкусно поужинали в привокзальном кафе и, для хохмы посмотрев украiнских телепередач, задрыхли под коньяк... Порадовал украинский вариант передачи «Такси» )) Нихрена не поняли, но улыбнуло. )

 

* * *

 

На следующий день будут противное после недели полудикой походной жизни городское пробуждение, поездка в Симферополь и посещение местного краеведческого музея, интересная живая экскурсия от милой музейной бабушки, последние гривны, потраченные на еду и воду, посадка на поезд и пассажиры вагона, перепуганные придуманной возможностью получить упавшим велосипедом по голове, велопоездка по вечерней Москве, возвращение в морозную Казань и встречающие друзья... Всё это будет потом, в каком-то другом измерении. А пока, засыпая в гостиничном номере, я был еще там, на побережьях двух морей, в развалинах крепостей и недостроенных ядерных гермозонах, грелся на казантипском солнце и ёжился в тонкой ветровке от влажного керчинского мороза; и был счастлив, что всё это было со мной; что мне удалось, наконец, вполне ощутимо сочетать в сознании давно стремящиеся к объединению, но трудно увязываемые до этого понятия "спорт" и "индастриал"; и радовался тому, как же всё-таки одна экспрессивная покупка может круто изменить жизнь...

 

Инфа «по делу» (Тимсон):

•  Погода.

В этом походе нам хватило всего: и дождя и мороза и ветра. При высадке в Крымске лил дождь, потом подморозило, отсюда – гололёд, поэтому шипованная резина не помешала бы хоть на одно колесо. В одном из посёлков по пути кроме льда вообще не было другой поверхности. Вообще, с приходом северного ветра температура в этих краях резко падает. Так нас пугали местные жители: «Вот завтра северо-западный дунет, ох и помёрзнете ведь!» Ну, мы и сами в этом убедились: на Арабатке температура опускалась примерно до -15 и встречно-боковой ветер временами достигал метров 8-9 в секунду, поэтому и пришлось укрываться на ночь в овражке.

•  Одежда.

Для движения: термобельё, флисовый верх (а то и два в сильный мороз), штаны с тёплыми подштанниками, межсезонная куртка, шерстяные носки, зимние ботинки, балаклава, перчатки. На стоянках накидывали пуховик. Очень не хватало непродуваемых бахил на ноги – временами подмерзали, и ещё неплохо бы иметь какие-никакие очки, потому что глаза на ветру сильно слезятся. В остальном, вроде, всё путём. Балаклава – очень нужная вещь зимой, рекомендую!

•  Снаряжение и продукты.

Палатку взяли летнюю двухслойную с тамбуром. Помещались внутрь со всеми своими пожитками и велосипедами. Но она, всё-таки, летняя, к сожалению. Внутренний слой – сетка. Тепла, само собой, практически не держит, а прогреть огромное пространство под наружным слоем – долго по времени. Но, тем не менее, мы не мёрзли. Спали в конверте из двух состёгнутых спальников и сверху закрывались ещё одним. Однажды даже проснулись от того, что взмокли от жары. )

У нас было две горелки, газ в стандартных «дихлофосах» и две банки еврогаза с зимней смесью. Рассчитывали газ, исходя из 100мл на человека в день. Хватило впритык, в общем-то. Но это скорее из-за того, что при прогреве палатки много тепла уходило впустую, слишком уж она была большая. Очень не помешал бы также экран, с ним время готовки значительно уменьшается. Учитывая, что на морозе бывают проблемы с розжигом, маленькую горелку и один баллон я вёз в маленьком наспинном рюкзачке под курткой. Топор-пилу не брали, они и не пригодились – в единственном лесу по дороге на Казантип оказалось достаточное количество сухих толстых веток.

Что касается продуктов, то в этот раз решили поэкспериментировать: засушили мясо и овощи. Рецепты есть в интернете плюс помог советом Лёха (Волонтёр). Как в итоге выяснилось, получилось на ура! Каждую готовку разложили ещё дома по отдельным пакетам, оказалось очень удобно – не нужно долго копаться в рюкзаке и вымерять порции. Закинул в котёл и всё.

Питьевую воду брали в основном у местных жителей. Один баллон я вёз в наспинном рюкзаке, чтоб не замёрз, а остальные старались запихать поглубже в спальник. Несколько раз, всё-таки, пара баллонов промёрзла насквозь. Очень спасали два литровых термоса, в которые утром и на перекусах заливали чай.

•  Финансы.

Вся поездка обошлась нам примерно в 7т.р. с носа. Из них:

3500р – поезд туда-обратно

1000р – продукты

300р – автобус

250р – вход на АЭС

200р – на билеты в электрички

1500р – всё остальное, различные радости вроде суток в гостинице, обеда в порту, обеда и завтрака в привокзальном ресторане, поездки в Симферополь по музеям, сувениров, коньяка в поезд и т.п. (возможно было немного больше 1500р, точно не помню).

•  Маршрут.

Маршрут, вопреки некоторым сомнениям, получился довольно интересный. Если бы было побольше времени то можно было бы посетить горячий источник на Арабатке, множество грязевых вулканов (на Таманском полуострове и в окрестностях Керчи), каменоломни. Можно ехать вдоль живописного северо-восточного берега Крыма, там довольно интересно. Ну, а мы посмотрели всё, что нас интересовало больше всего – это коса Чушка, древние крепости, м. Казантип, КрАЭС, Арабатская стрелка. Ради этого стоило ехать.

 

 

Прочитано 8376 раз Последнее изменение Среда, 04 Апрель 2012 23:22
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии